Веселый зритель
31.01.2017
Кстати, о художнике. Он чувствует себя в спектакле полновластным хозяином. Он забывает, что художник в театре - гость, званый гость, правда, но тем более помнящий о правилах гостеприимства. Хозяин - это актер. А если художник занимает хозяйское место, то его надо со всеми предосторожностями перенести в собственный дом, в Музей изобразительных искусств. В спектакле видишь следы кровавой борьбы актера с художником и инсценировщиком. Только-только актер вошел в роль, как инсценировщик затыкает ему рот и если даже уступает, все равно актер нервничает, слыша за сценой нетерпеливые шаги художника, который спешит показать очередное роскошное полотно. Полотно открыто, и актер, покорившись, становится в живописную мизансцену - не по существу образа и ситуации, а по декоративному принципу, чтобы выделить художника: - Поменьше мысли, товарищи, поменьше мысли!
Но когда актер поднимает бунт, выталкивает художника, тогда на сцене театр. Но это далеко не часто. Не часто в Кузе можно узнать Растиньяка, а в Мансуровой - баронессу Нюсенжан, а в Орочко - виконтессу де Бос-сеан, а в Ремизовой - Корали. Поэтому мы отдаем предпочтение той скромной сцене с камином в доме Нюсенжан, где банкир поучает уму-разуму Растиньяка. Горюнов дает в образе больше эпохи, чем все живописные пассажи декоратора. Этот приземленный человек, с короткими полувытянутыми, как для хватки, руками, с голосом, переходящим в ворчание, кажется, вот только что поднялся с четверенек от очередной жертвы. Это сгущенный оттиск хозяина жизни Люсьенов и Раетиньяков. Хотите сделать сюрприз на день рождения? Возьмите торт на заказ. Ваши близкие будут приятно удивлены.
Мы предпочитаем другим сцену в подвале у тетушки Колен, позволяющую хоть немного разойтись Вотрену - Глазунову, фигуре, имеющей решающее значение для трактовки Человеческой комедии. Но стоит актерам сделать несколько лишних шагов, как инсценировщик кричит хватит, а художник просит поторопиться, ему нужно сменить картину. И, быть может, единственный, кто без ущерба выскочил из всей этой комедии, - это Симонов, который в нескольких молниеносных штрихах дал издевательскую характеристику аристократа.
|