Окулус рифт
20.02.2017
Декорации мест действия пьесы архитектурные образы древнегреческой античности в виде четырехколонного портика дворца Тезея или развалин близ Афин (где репетировали свое представление актеры труппы плотника Пигвы) - были построены на фоне живописного задника, изображавшего Темзу, а на другом ее берегу - панораму лондонского пейзажа XVII века, который, однако, был написан в колорите античной красно-фигурной вазописи. Когда же действие переносилось в лес, «греческие» персонажи пьесы окулус рифт оказывались среди природы хотя и, естественно, сказочно-фантастической, но также явно английского происхождения. Если же вынести за скобки этот двойной содержательный смысл изображаемых художником мест действия, то во всем остальном (по своей форме) шифринские декорации на сей раз вполне вписывались в мирискусническую традицию: они предлагали еще одну романтическую версию картин нафантазированной действительности как конкретных мест действия спектакля.
Одновременно зрители балетных и оперных спектаклей на шекспировский сюжет, к примеру, «Ромео и Джульетта», оформленных П. Вильямсом (1940, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова и 1946, Большой театр) и В. Козлинским (1945, Большой театр), могли увидеть масштабные декорационные картины совершенно реальных городских площадей и улиц итальянского Возрождения. А в операх «Виндзорские кумушки» и «Фальстаф», оформленных А. Араповым (1939, оперно-драматическая студия им. К. С. Станиславского) и С. Вирсаладзе (1941, ленинградский Малый оперный театр), картины Англии XVI века. Несмотря на то, что здесь художники имели дело уже не столько с шекспировской драматургией, сколько с музыкой С. Прокофьева и Ш. Гуно, О. Николаи и Дж. Верди, их подход к воплощению образов мест действия оставался, в сущности, тем же, что и при постановке пьес Шекспира на драматической сцене. Различие было лишь в большей масштабности пространственных и изобразительных композиций, в повышенной эмоциональной интенсивности звучания цвета и в освобождении сценической площадки для хореографического действия или хоровых группировок.
|