Раклетница
25.02.2017
В «Анне Карениной» самую суть образа героини передавало декорационное решение ее кабинета, где главным был мотив окна и холодного, мертвенного петербургского пейзажа за ним: ночная пустынная заснеженная площадь, конный памятник Николаю I работы Клодта, строгие силуэты зданий. Показывая на эскизе мизансцену стоявшей у окна перед этим пейзажем Анны, художник выражал щемящее ощущение ее бесконечного одиночества и полной незащищенности. Возникало же и это окно, и этот пейзаж, и все остальные декорационные мотивы (с одной стороны, воплощавшие тему «общества»: залитые солнцем дощатые трибуны «Скачек», бело-золотые двери дворцовых анфилад, серебристо-голубые ложи Мариинско-го театра, а с другой - обрамлявшие спектакль пролог и финал: засыпаемая метелью станция «Бологое» и осенний мрак «Обираловки») из единой цветовой среды синего бархата. Охватывая все сценическое пространство системой занавесей, синий бархат воплощал, по словам самого художника, «сдержанную, некричащую петербургскую пышность». И цвет, и фактура, и «раклетница» складок, их ритм, форма, пропорции рождали ассоциации с петербургским ампиром и в результате являлись визуальным выражением противостоящего героине и ее отторгавшего мира «высшего света».
В «Трех сестрах» единую среду спектакля формировали сукна с характерным шехтелевским орнаментом и белой чайкой на падуге. В этом светло-зеленовато-сером сценическом пространстве, воплощавшем одновременно и эстетику искусства самого Художественного театра, и ощущение основного цветового звучания данной чеховской пьесы, представали поэтические декорационные образы. Они были адекватны эмоциональному настроению, состоянию и мироощущению ее персонажей. Залитая утренним солнцем, заполненная майскими цветами гостиная I акта с высокими окнами и легкими прозрачными тюлевыми занавесками, со стройными белыми колоннами и светло-кремовой стильной мебелью создавала среду идеализированно-прекрасную и гармоничную, «атмосферу художественности» (по определению Вл. Немировича-Данченко), полную жизненных надежд.
|