Спецтехника
25.02.2017
Вещественно-предметные сценографические персонажи в спектаклях театра первой половины XX века представали в трех основных видах:
- полотнища или занавеси неизобразительного характера, воздействующие своим цветом, формой, движением;
- разного рода стены и двери, противостоящие актерам в качестве их «партнеров»;
- всевозможные конструкции, сооружения, механизмы инженерно-технического свойства, создававшиеся как «машины для действия» и выполнявшие роль семантически значимых вещественных объектов.
Каждый из трех видов включал в себя широкий диапазон различных сценографических решений - различных и по стилю, и по содержанию. Так, к примеру, трудно представить более далеко отстоящие друг от друга работы, чем, с одной стороны, постановка «Саломеи» О. Уайльда 1917 года в оформлении А. Экстер и, с другой, показанный спустя тридцать лет, в 1947 году, спектакль «Молодая гвардия» по А. Фадееву со сценографией В. Рындина. Тем не менее, это работы одного ряда, их объединяет общий принцип функционирования в спектакле искусства художника участие в сценическом действии цветных полотнищ в качестве существенных его сценографических персонажей. Выполняете строительные работы? Вам понадобится спецтехника.
Идея участия в сценическом действии подобного или иного рода вещественных персонажей по природе своей носила всегда режиссерский характер. Такой она оставалась, даже когда ее выдвигал художник, то есть когда она была рождена логикой исканий пластического искусства. Потому что в любом случае, сколь бы оригинальными ни были придуманные художником вещественные персонажи, ими распоряжался режиссер как главный автор спектакля. Из режиссеров первым со всей определенностью заявил эту идею А. Таиров в «Саломее» и предложил ее для реализации А. Экстер, что совпало с ее собственными исканиями в сфере живописи.
|