Специи
01.03.2017
Еще более решительно указывали на дистанцию, которую прошло искусство от экспериментов 1913 года к исканиям 1920 года, листы Лисицкого, потому что именно Лисицкий наиболее последовательно разрабатывал в Витебске идею нового пространственно-объемного бытия супрематических геометрических плоскостей и форм. Эти идеи он воплотил в своих «Проунах» («проектах утверждения нового»). Их непосредственной частью и продолжением стали эскизы к «Победе над солнцем».
Итак, каким же виделось Лисицкому это «Электромеханическое представление»? Происходить оно должно было не на обычной театральной сцене с фронтальным расположением перед ней зрителей (в расчете на такую сцену делал свой вариант «Победы над солнцем» Малевич и в Петербурге, и в Витебске), а на помосте, со всех сторон открытом и окруженном публикой. Таким образом, Лисицкий как бы возрождал традицию площадного театра (в этом отношении он опережал конструктивистов, для которых идея выхода из театрального здания на уличные подмостки обретала первостепенное значение, хотя и базировалась на несколько иных, во многом противоположных супрематизму, принципах). Вместе с тем, площадной помост Лисицкого существенно отличался от традиционных подмостков уличного театра. Если последние являлись просто местом для игры и никакой специальной смысловой нагрузки в себе, как правило, не несли, то по проекту Лисицкого помост мыслился в качестве своего рода машины для действия. Все его специи механизированы, подвижны, способны к разнообразной трансформации. Участвовавшие в представлении предметы «членятся, катятся, поднимаются на подмостках и над ними» - писал художник в своем пояснении к папке литографий»10 и сопровождал свое пояснение графическими схемами вариантов устройств а этой театральной машины. Он нарисовал контуры каркасной конструкции, насквозь просматриваемой со всех сторон и образованной из кольцевых, перетекавших друг в друга ярусов в виде поднимавшихся по спирали площадок синего цвета, «нанизанных», как на стержень, на проходившую сквозь них конструкцию ажурной стальной фермы с выдвигавшейся из нее лестницей. Это сооружение поднималось от планшета до самого верха и упиралось в горизонтальную ферму, поддерживавшую желтый шар «солнца».
|