Брус обрезной
05.03.2017
Точно в таком же положении оказывались зрители, заполнившие спустя четыре года, 18 мая 1917 года, зал парижского театра Шатле, где Русский балет Дягилева показывал премьеру балета «Парад». Первое, что им было предложено увидеть, это написанный П. Пикассо живописный занавес, который ни по своему сюжету, ни по стилю вроде бы ни в чем не предвещал какого-либо эстетического сюрприза. Он словно убаюкивал внимание зрителей перед началом первого в театре XX века авангардного балета. Решили строить дом? Вам понадобится брус обрезной.
Занавес представлял фигуративную композицию на темы живописи Пикассо розового периода. В пространстве театрального закулисья (складчатые подборы драпировок, бутафорская колонна, предметы театрального реквизита, романтический задник с руинами) художник изобразил группу комедиантов и циркачей. Облаченные в костюмы своих персонажей - Тореадора и Арлекина, Пьеро и Коломбины, Матроса и Негра - они отдыхали перед выходом на сцену. Здесь же и девушка-акробатка, которая балансировала на спине белой крылатой лошади, ласково облизывающей своего жеребенка, и обезьянка, взбирающаяся по разноцветной лестнице, и спящая, свернувшаяся в клубок, собака. Словом, прекрасная идиллическая картинка на тему театра и жизни бродячих артистов тех самых, что были героями полотен Пикассо 1905-1906 годов. Теперь, спустя десять лет, они наконец-то добрались и до сцены театра Шатле и воспринимались в контексте всего последующего действия спектакля как своего рода ностальгическое воспоминание художника о раннем розовом периоде его творчества. Правда, некоторые из этих его героев через минуту как бы сходили с плоскости занавеса и выходили на саму сцену, чтобы разыграть представление под названием «Парад». Только одеты они были уже несколько по-иному. Оставив за кулисами свои романтические костюмы персонажей старой комедии дель арте и старого наивного цирка (в которых они изображены на занавесе), они обретали совершенно другой облик. С одной стороны, облик антиромантический, реальный (девочка в юбке и матроске, с бантом на голове каталась на велосипеде, боксировала, пугала револьвером воришку, танцевала регтайм). С другой - облик тоже антиромантический, но уже фантастический.
|